В 1568 году Якову Аникиевичу Строганову была выдана жалованная грамота на земли по
реке Чусовой и вниз по
реке Каме. В том же году на Чусовой в 90 км от её устья началось строительство Чусовского городка. Городками в то время называли укреплённые поселения, наделённые административными функциями. После появления в начале XVII века выше по течению ещё одного городка этот стали называть Нижним Чусовским городком, а новый населённый пункт - Верхним. Они представляли собой деревянные крепости-остроги для защиты от набегов недружественных народов. По переписи И.И. Яхонтова уже в 1579 году Чусовской городок был центром округа Строгановых, включавшего 5 деревень и 16 починков.
Из Нижнечусовского Городка на завоевание Сибирских земель отправилась дружина во главе с Ермаком. Нижний Чусовской Городок был затоплен водами Камского водохранилища и от него остался только островок, который сейчас называют островом Ермака. Здесь установлен знак на месте часовни, где Ермак получил благословение на поход на Сибирь.В 1616 году в Верхнем Чусовском городке у Строгановых начали действовать соляные промыслы. Соль вываривали до 1785 года. После окончания соледобычи местные жители занимались различными промыслами
Упоминание о городках есть в описи владений Строгановых на Урале, составленной Михаилом Кайсаровым в 1623—1624 годах.
История Верхечусовских городков неразрывно связана с преподобным Трифоном Вятским. Трифон Вятский появился в этих местах в 1572 году. Он поселился на правом берегу реки Чусовой около Чусовского городка, жил подобно отшельнику в небольшой избушке. По легендам, Трифон якобы творил чудеса: изгонял демонов, исцелял бесноватых и даже якобы вернул зрение слепому. Известность его росла, сюда потянулись люди, поэтому Трифон построил для них часовню. Со временем рядом поселились и другие отшельники, возникла обитель. В 1579 году случилось несчастье -по вине Трифона при занятии подсечным земледелием вспыхнул пожар. Огонь стал распространяться, в результате чего сгорели 3 тысячи сажень заготовленных дров. Разъярённые жители сбросили Трифона с крутой горы. «Место свято, а люди кляты», - по преданию изрёк Трифон. По приказу Семёна Строганова Трифона заключили в темницу, а затем изгнали из этих мест. Сейчас Трифона Вятского почитают как святого, он считается покровителем Пермской земли. Кстати, из-за изгнания Трифона жителям Успенки дали обидное прозвище «проклянёныши».В конце XVI века тут был создан Успенский мужской монастырь (Свято-Успенский Трифонов мужской скит). Церковь имеет статус
памятника архитектуры Пермского края.В 1995 году археолог Г.П. Головчанский при обследовании территории Успенского монастыря обнаружил каменный саркофаг с погребением XVIII века. Около церкви установлена звонница с колоколами. Справа за калиткой по склону спускается тропа к небольшой деревянной часовне Трифона Вятского. Отсюда открывается красивый вид на Чусовской залив Камского водохранилища и остров Ермака. Вернувшись к церкви, через левую калитку по бетонной лестнице в 200 ступеней можно спуститься к святому источнику – Трифоновскому роднику. Тут можно не только набрать воды, но и окунуться в купель.